julia_nixon (julia_nixon) wrote,
julia_nixon
julia_nixon

Categories:

Наталья Жилякова: люблю писать, помогать людям и преподавать.



Наталья Жилякова ([info]nzhil ) - журналист, коуч по текстам, живет в Воронеже. Она внештатно сотрудничает с журналом Cosmopolitan, много пишет об этом в своем блоге в Livejournal. Некоторое время назад Наташа открыла прямо в блоге виртуальную Школу редактуры.

- Как родилась эта идея?

- Сначала я создала блог – понадобилось пообщаться с человеком, которого можно было найти только в ЖЖ. Потом долго думала, чем же свой блог заполнять. Не нашла ничего лучшего, чем писать о том, что знаю хорошо, – о журналистике. На тот момент моя профессиональная жизнь заключалась лишь в сотрудничестве с журналом Cosmopolitan. Сотрудничество это начиналось непросто, несколько лет я даже мечтать не могла, что стану когда-нибудь автором этого глянца. Потом не знала, с чего начать, позже были ошибки в работе с редакцией, и я решила помочь новичкам – рассказать, как строить работу с редакторами Cosmo, что писать в сопроводительном письме, откуда брать идеи и как их оформлять, как должен выглядеть текст. В общем, решила раскрыть профессиональные секреты.  

Почему вообще за это взялась? Люблю помогать людям, мне нравится преподавать и я не боюсь конкуренции.

- С чего ты начала, где искала «слушательниц»? Что ты им обещала, почему они к тебе пришли учиться?

- Ученицы находят меня сами. Я много общаюсь на Cosmo-форуме, в том числе в ветке журналистов. Находили по постам, обращали внимание в подпись (я вставила туда ссылку на ЖЖ), одной девочке про меня рассказала подруга, некоторые приходили из других ЖЖ-блогов.

 - Кто твои ученицы, есть ли у них опыт написания хоть каких-то текстов, кроме как постов в ЖЖ?

- Всех учениц можно условно разделить на две группы: те, кто хочет писать, но не знает, с чего начать, и те, кто писать уже умеет, но не знает, как попасть именно в Cosmo. У первой группы часто кроме желания и постов в ЖЖ опыта нет. У второй есть публикации, и они хотят расти профессионально.

 - Какова судьба тех статей, которые ученицы напишут во время обучения?

- Я рассказываю своим слушательницам, как сделать так, чтобы твое письмо редакторы заметили, выделили, и как «упаковать» свои идеи, чтобы получить заказ на статью. Успехи у нас уже есть. У одной из моих «подопечных», ее зовут Даша, уже есть принятая к печати статья и заказ на новый текст.

 - В Cosmo же страшная конкуренция среди авторов, небось, очередь стоит на годы вперед?

- Нет никакой очереди! Да, Cosmo – самый популярный женский глянец. Понятно, что многие хотят увидеть на его страницах свою фамилию, и редакторы признаются, что получают в день по 100-150 писем от потенциальных авторов, но… это совершенно не означает, что все послания содержат гениальные идеи. Большинство предложений из разряда «возможна ли дружба между мужчиной и женщиной», «как познакомиться на сайте знакомств», «как наладить отношения с его мамой», и прочие «идеи», которые уже писали-переписали тысячу раз.

Моя статистика: из десяти тем, которые тебе кажутся удачными, утверждают одну. Подчеркну – тем, которые кажутся удачными. А есть еще «проходные» и «за компанию».

 - Опиши, пожалуйста, свою «идеальную» ученицу.

- «Идеальная» - та, которая выполняет все задания, желательно в срок. Неприятно, когда люди сходят с дистанции в середине пути. Я понимаю, если человек не может продолжать обучение по семейным обстоятельствам, такое было. Но у меня также был случай, когда девушка, на которую я потратила немало времени, просто перестала отвечать на письма. Пропала, ничего не объяснив.

 - Это одна из причин, по которой ты решила перейти на платное обучение?

- Да. Если человек готов заплатить, значит, это ему действительно нужно. Деньги делают ученика более ответственным, а занятия – продуктивнее.

Изначально я планировала проводить групповые занятия (до 10 человек) и индивидуальные, стоимостью, соответственно, 2500 руб. и 4000 руб. за курс. Но опыт показывает, что все групповые формы общения со временем переходят в индивидуальные: у каждого свои цели и возможности, и я это учитываю. Я бы не хотела, чтобы групповые занятия состояли сплошь из лекций, все-таки практика в журналистике важнее. Поэтому пока продумываю вариант коллективного обучения – стараюсь внести в план максимум индивидуальных консультаций. Обучение рассчитано на месяц, но я не бросаю своих учеников, продолжаю с ними общаться и поддерживать, пока они не опубликуют свой первый материал. В дальнейшем они, конечно, могут рассчитывать на мой совет.

 Что касается коучинга, наработки в этом направлении уже есть. Сейчас у меня две ученицы, задача которых – научиться писать. У них разные потребности и темпы, и мы корректируем план занятий, исходя из интересов и успехов каждой.

 Я бы хотела пояснить еще вот что: я не ограничиваю свой блог и Школу редактуры Cosmo-тематикой. Да, это основное для меня направление, но не единственное. Принцип построения текста, проведения интервью, экспериментов и исследований одинаков, что для деловых изданий, что для глянца. Да, есть различия, нюансы, но в целом – можно понять основы, и потом двигаться в интересном для вас направлении.

 

Tags: журналистика, интервью, личный опыт, фриланс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments